Межличностные конфликты среди подростков

« Назад

Межличностные конфликты среди подростков 15.11.2018 09:44

Межличностные конфликты среди подростков

Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения межличностных конфликтов среди подростков. Знание особенностей межличностных конфликтов подростков со сверстниками, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке педагога-психолога, социального педагога, специалиста по профилактике девиантного поведения. Существует ряд подходов определению понятия «конфликт» в психологии. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предлагают определение конфликта как способа разрешения значимых противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия, заключающегося в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающегося негативными эмоциями. Н. В. Гришина рассматривает конфликт как противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами). А. А. Ершов определяет межличностный конфликт как столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей. В подростковом возрасте межличностные конфликты могут возникать между подростком и родителем, учителем, сверстником. Частыми причинами конфликтов со сверстниками являются ссоры из-за второй половинки; оскорбления, сплетни, доносы, зависть; взаимное непонимание подростков. Как отмечает в обзоре школьных конфликтов А. И. Шипилов, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство. По наблюдениям путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.

Конфликты между подростками в центре возникают и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Дети допускают такие нарушения норм поведения как курение, употребление спиртных напитков, употребление в речи нецензурных выражений, ложь, мелкие кражи, драки, распущенность в половой жизни т. д. Цель проведенного нами занятия — выявление межличностных конфликтов. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, групповое коррекционное занятие.Опишем полученные результаты. Анкетирование. Согласно результатам анкетирования, все подростки признают наличие конфликтов со сверстниками. Отсутствие конфликтов не отметил никто. Часто со сверстниками конфликтуют 26 % испытуемых, иногда 39 % подростков, редко возникают конфликты у 35 % учащихся. В качестве инициатора конфликта подростки чаще называют сверстников — 74 % случаев. Себя они считают инициаторами конфликта 26 % подростков. Причинами конфликта, с точки зрения подростков, является оскорбление сверстниками — 57 % , обман — 26 %, конкуренция и стремление одних занять лидирующую позицию по отношению к другим — 17 % испытуемых, несовпадение точек зрения на что-либо — 9 % подростков. Таким образом, наиболее распространенными причинами конфликтов являются оскорбление и обман подростков сверстниками. Опрос подростков относительно продолжительности конфликтов со сверстниками показал, что у 30 % подростков конфликты со сверстниками заканчиваются быстро, 44 % подростков считают, что их конфликты не продолжительны, 26 % отмечают, что долго конфликтуют со сверстниками. Согласно ответам подростков, они стремятся к примирению и готовы первыми сделать шаг на встречу — 26 %, ждут первого шага со стороны других — 35 % испытуемых и отмечают обоюдное стремление к примирению — 40 % подростков. В конфликте подростки выбирают следующие способы поведения: перестают общаться — 35 % испытуемых, 26 % подростков предпочитают грубить в конфликте, 22 % подростков считают приемлемым физически доказать свою правоту, то есть дерутся с оппонентами, 17 %  стремятся втянуть в конфликт других детей или взрослых.

Дети с высоким уровнем конфликтности очень любят критиковать, навязывать другим свое мнение. Они практически всегда стремятся найти повод для споров. 52 % подростков имеют средний уровень конфликтности. Они отстаивают свое мнение, несмотря на то, как это повлияет на общение с окружающими, однако за это качество их уважают окружающие. У 22 % подростков уровень конфликтности низкий. Они умеют сглаживать конфликты и легко избегать критических ситуаций.

Таким образом, в большинстве случаев межличностные конфликты среди подростков возникают довольно часто, но отличаются небольшой продолжительностью, при этом подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления. Для подростков, которые часто конфликтуют со сверстниками характерны непродолжительность конфликта, различные стратегии поведения в конфликтах: конкуренция, обоюдное стремление к примирению, прекращение общения с оппонентом. Большинство детей данной группы считают себя конфликтными. Подростки, которые иногда конфликтуют со сверстниками в основном считают виноватым оппонента. Наиболее частыми причинами конфликта для них является обман и оскорбление. Что касается продолжительности спора, то можно отметить, что большинство детей этой группы конфликтуют со сверстниками долго. Подростки ждут первого шага со стороны других, в конфликте физически доказывают свою правоту, а также перестают общаться и не считают себя конфликтной личностью.

 В связи с этим,  на основании полученных результатов проведено групповое коррекционное занятие с воспитанниками 3 группы, направленное на формирование у подростков конфликтологической компетентности: осознание подростком ответственности в возникновение конфликтов, причин их возникновения, способов поведения в межличностных конфликтах со сверстниками, формирование конструктивных способов разрешения конфликтов.

Воробьева А.А., Шаякова Л.В.