Новые навыки питания

Новые навыки питания

Мы, родители, понимаем, что правильное питание – залог здоровья. Навыки правильного питания нужно начинать формировать в младенчестве.

Поскольку ваш ребенок до встречи с вами жил в детском доме (доме ребенка) и привык питаться определенным образом, вам придется запастись терпением, чтобы помочь ему приспособиться к вашему семейному рациону и к тому, как питается ваша семья. Вы сможете более грамотно помочь своему ребенку, если постараетесь побольше узнать о сложившихся у него привычках. От того, как ваш ребенок питался раньше, зависит то, как он будет привыкать к новому питанию.

Если у вас есть возможность прийти в дом ребенка (детский дом) или приемную семью, где воспитывался ваш ребенок, то:

Понаблюдайте за тем, как организовано питание в доме ребенка или приемной семье. Обратите внимание на то, едят ли дети сами, кормит ли их воспитатель или им просто подпирают бутылочку подушкой. Как проходит прием пищи – в тишине или оживленно?

Если ваш ребенок питается молочной смесью, не приносите новую для ребенка молочную смесь, когда поедете забирать ребенка. Первые несколько дней жизни ребенка в новой семье лучше использовать молочные смеси, к которым привык ребенок –узнайте у педиатра или воспитателей в доме ребенка о том, чем ребенка кормили. Если возникнут трудности с переходом на новую смесь, обратитесь к педиатру по месту жительства.

Какие вопросы следует задать о рационе ребенка:

* Есть ли у ребенка любимая еда или продукты? Если да, то какие?

* Ребенок ест много или мало?

* Питается ли ребенок разнообразно или часто ест одну и ту же еду?

* Предпочитает ли он определенную текстуру пищи (мягкую, хрустящую, губчатую, жесткую)? К каким текстурам ребенок привык?

Какие вопросы следует задать о возможных проблемах питания:

* Испытывает ли ребенок сложности с питанием, например, давится, плохо глотает? Бывает ли рвота?

* Есть ли у ребенка пищевые или другие аллергии?

* Принимает ли ребенок витамины, железо или какие-либо другие пищевые добавки?

Как сделать процесс приема пищи приятным. Почему дети отвергают пищу.

Процесс приема пищи должен доставлять удовольствие и не вызывать напряжения. Когда вы с любовью кормите вашего ребенка, вы показываете ему, что заботитесь о нем, и способствуете установлению между вами близких отношений. Постепенно ребенок начнет тянуться к вам, как к человеку, который может обеспечить ему все необходимое. Кормя ребенка, вы утоляете не только его физический голод, но и его потребность в безопасности, которую могут обеспечить только доверительные, стабильные отношения.

Не заставляйте ребенка есть. Ваше дело – предоставить еду, дело ребенка – решить, что ему съесть и в каком количестве.

Младенцы и молочные смеси

Большинство младенцев нормально переносит смеси на основе коровьего молока. Пищевая ценность смесей разных производителей примерно одинакова.

Если ваш ребенок питался соевой смесью, узнайте причину этого. У большинства младенцев и детей раннего возраста не возникает проблем с перевариванием лактозы. Как правило, непереносимость лактозы появляется уже во взрослом состоянии. Если у вашего ребенка наблюдаются такие симптомы, как понос, рвота, запор, вздутие живота или боли в животе, отведите ребенка ко врачу, когда привезете его домой. Возможно, причина симптомов кроется совсем не в аллергии на лактозу. Симптомы могут быть вызваны инфекцией, заболеванием или острым недоеданием.

Дети постарше

Большинство детей довольно легко переключается на новый рацион. В течение первых дней или недель кормите ребенка только привычной для него едой. Это особенно важно для детей в том возрасте, когда они способны выражать свои вкусовые предпочтения. Возможность есть привычную еду успокоит ребенка и покажет ему, что вы уважаете его мнение. Через несколько дней начните предлагать ребенку новую пищу одновременно с привычной.

Моделирование вкусак еде – еще один способ помочь ребенку познакомиться с новой для него пищей. Увидев, что вы с удовольствием едите какую-либо еду, ребенок будет более склонен ее попробовать. Наберитесь терпения: зачастую ребенок поначалу отвергает новую пищу, но постепенно начинает ее есть.

Иногда дети отказываются от любой еды, что бы вы им ни предлагали и с какой любовью бы этого ни делали.

Дети могут отвергать пищу из-за того, что прием пищи ассоциируется у них с психологической травмой. Например, в некоторых детских домах детей быстро кормят большой ложкой или не дают достаточно времени для того, чтобы прожевать и проглотить пищу. Ребенка могли кормить из бутылочки с большой соской или большим отверстием в соске, из-за чего он мог давиться. Возможно, ребенка поили слишком горячим молоком, и оно обжигало ему рот. По той или иной причине прием пищи мог оставить у ребенка неприятные воспоминания.

Иногда дети отвергают пищу из-за неподходящей консистенции. В таких случаях ребенок обычно просто не знаком с текстурой еды, которую вы ему предлагаете. Еда в детских домах, как правило, пресная, жидкая или пюреобразная. Если ребенка не приучали постепенно к твердой пище, ему понадобится время, чтобы перейти от пюре к содержащей кусочки или твердой пище.

Некоторые дети испытывают расстройство пищеварения из-за кишечных паразитов, которые вызывают понос и спазмы в животе. Инфекции бактериального происхождения могут отрицательно сказаться на аппетите из-за хронических болей в животе и рвоты.

Пониженный тонус мышц рта может вызвать серьезные нарушения питания. У таких детей часто течет слюна и открыт рот. Они легко могут подавиться. У детей, родившихся недоношенными  и детей с неврологическими нарушениями наблюдается повышенный риск нарушений мышечного тонуса рта. Любой ребенок, испытывающий трудности с кормлением, должен пройти тщательное медицинское обследование. При необходимости врач может направить вашего ребенка к логопеду.

Как справиться с поведением, ориентированным на выживание

В некоторых детских домах дети недоедают. У них может наблюдаться низкий вес и отставание в росте. Такие дети привыкли, что еды всегда не хватает. Для них характерно следующее поведение:

* Ребенок съедает как можно больше еды при любой возможности

* Ребенок ест быстро, т.к. боится что воспитатели или другие дети заберут еду

* Ребенок стремится съесть как можно больше, запихивая еду за щеки

* Ребенок прячет или ворует еду

Иногда такие дети много съедают за столом и все равно просят есть в промежутках между приемами пищи. Все эти привычки сформировались у них как способ выживания.

Как правило, вышеописанное поведение начинает меняться через два-три месяца. Ребенок начнетсамостоятельно регулировать количество потребляемой пищи, и вам не придется его ограничивать. Обычно это происходит, когда ребенок:

* Понимает, что, когда он голоден, у него всегда есть возможность поесть

* Чувствует уверенность в вашей любви и поддержке

* Догоняет сверстников в росте и весе (обычно это происходит в течение первых шести месяцев в семье)

Аппетит ребенка может сильно варьироваться изо дня в день – например, сегодня он может есть с огромным аппетитом, а на следующий день не проявлять к еде ни малейшего интереса.

Нужно показать ребенку, что у него никогда не будет недостатка в еде. Например, есть смысл всегда иметь дома и с собой что-то, чем можно перекусить, на случай, если ребенок проголодается. Некоторые дети чувствуют себя уверенней, когда у них в кармане лежит что-то съестное – например, печенье – в перерывах между приемами пищи.

Если ваш ребенок ест много и жадно, попробуйте уменьшить порции. Если ребенок попросит добавки, положите ему еще еды и заверьте его в том, что, конечно же, вы всегда дадите ему еще. Таким образом вы наглядно демонстрируете ребенку свою любовь.

Когда ребенок начнет привыкать в жизни в вашей семье, навыки питания могут временно регрессировать. Например, маленький ребенок, уже умеющий есть самостоятельно, может начать просить вас покормить его. Во время кормления держите ребенка на руках, говорите с ним, улыбайтесь ему, смотрите ему в глаза. Не беспокойтесь о том, что вы обращаетесь с ним, как с совсем маленьким. Главное, что вы даете ребенку то, что ему необходимо на данном уровне его эмоционального развития. Когда его нужды будут удовлетворены, ребенок сможет перейти на следующий уровень развития. (Важно: не рекомендуется давать бутылочку детям старше года, поскольку это может привести к стоматологическим проблемам или помешать правильному развитию речи.)

Догнать сверстников

Ребенок, испытавший недоедание, должен получать дополнительные витамины и железо в тот период, когда он догоняет сверстников в росте и весе. Этот период длится до шести месяцев с момента усыновления. Врач должен проверить уровень железа в организме ребенка вскоре после усыновления, затем анализ нужно будет повторять в течение последующих шести месяцев. Если уровень железа понижен, обычно назначают железосодержащие препараты.

 

 

Нормальное питание

Вот как автор книги «Как научить ребенка есть – но не слишком много» описывает нормальное питание: «Вы едите, когда голодны, и продолжаете есть, пока не наедитесь. Вы выбираете ту еду, которая вам нравится, едите ее и по-настоящему насыщаетесь ей. Вы можете в какой-то мере ограничить себя в выборе еды, чтобы есть полезную пищу, но не до такой степени, что вы совсем отказываете себе в еде, которая доставляет вам удовольствие. Вы обычно едите три раза в день, но иногда вместо этого предпочитаете что-то жевать в течение всего дня. Вы можете оставить на блюде печенье, потому что знаете, что завтра сможете съесть еще несколько штук, или, наоборот, можете съесть побольше печенья сегодня, потому что оно такое свежее и вкусное. Нормальное питание занимает какую-то часть вашего времени и требует от вас определенного внимания, но это только одна важная часть вашей жизни среди многих других.»