Пойми ребенка правильно

Поймите ребенка, поймите его правильно!  

         Все люди – и взрослые, и дети – в трудных для себя ситуациях стараются разными способами защититься от внешней и внутренней опасности, стараются справиться с внутренним напряжением, улучшить свое душевное состояние. Именно поэтому они уходят из комнаты, хлопнув дверью, слушают приятную музыку, жалуются и просят совета, кричат и обзывают обидчиков, перестают общаться, занимаясь приятным или нейтральным занятием и т.д. При этом детское защитное поведение трактуется родителями, воспитателями и учителями как упрямство, капризы, агрессия, лживость или невоспитанность ребенка. ПОПРОБУЙТЕ взглянуть на своего ребенка по-новому, понять истинную причину его поведения.  

Итак: 

Если Ваш ребенок: На самом деле:
Демонстративно отказывается или пассивно протестует (отказывается от общения, от игр, неподвижен, лежит лицом к стене, уходит из дома, детского сада или школы, не выполняет требуемых действий). Ребенку недостаточно внимательности, заботы, заинтересованности, эмоциональных контактов, ласки; необходимо присутствие матери. Это проявление изоляции и отрицания сложившихся травмирующих обстоятельств.Такая реакция возникает у ребенка: 1)если его оторвали от матери, поместили в больницу, казенное учреждение или чужую семью, 2) при неприятии пренебрежительного, деспотического отношения родителей, издевательств, 3) при предпочтениях, оказываемых другим братьям и сестрам, 4) при непомерных требованиях, несправедливых замечаниях, предвзятом отношении. При сохранении обстановки, травмирующей психику, такие реакции становятся привычными и проявляются по любому, даже самому незначительному поводу.

Реагирует вспышками гнева, действует разрушительно, совершает злонамеренные поступки прямо или косвенно, у маленьких детей возникают судороги; падает на пол, стучит ногами, старается ударить, размахивает руками, царапается, стремиться ущипнуть, отталкивает взрослых или, наоборот, тянет за волосы, одежду, нечленораздельно выкрикивает, выкрикивает требования или бранные слова, действует наговорами, совершает мучительство животных, предлагает отдать или уносит другого ребенка из дома.

Ребенок стал проживать в изменившихся обстоятельствах, в которых утратил или стал меньше получать внимание со стороны близких, у него утратилась уверенность в том, что ничто не может нарушить отношения любви и привязанности, ребенку недостает тепла и он призывает вернуть любовь. Ребенок обижен, неудовлетворен отношением к его просьбам. Такие реакции предварительно накапливаются. Часто возникают при рождении брата или сестры, когда родители не распределили должным образом между детьми заботу и ласку, у старшего, при этом, возникает чувство одиночества, которое часто преследует его всю жизнь.
Подражает или стремится подражать определенному лицу, любимому герою во всем.

Причина такого поведения – внутренний конфликт желания и неспособности осуществить желаемое. Это поведение снижает внутреннее напряжение. Дети, отвергнутые родителями, склонны имитировать их поведение, стремясь иметь родительскую любовь. Подростки имитируют групповое поведение, стремясь стать равным.

Заменяет реальные факты вымышленными.

Ребенок вытесняет неприятные события. Он описывает событие, так как оно должно было развиваться согласно его желаниям. Дети с физическими аномалиями, тучные вытесняют свои непривлекательные особенности в рисунках, с помощью одежды, стараясь снизить психическую травму.

Отключается от внешнего мира, погружается в собственный мир, предается мечтам, становится отчужденным.

Ребенок отделяет свои чувства от ситуации. Это проявляется в эмоционально травмирующих ситуациях или при воспоминаниях о них. Возникает, когда ребенок живет в обстановке, не позволяющей вступить в тесный контакт ни с матерью ни с отцом (например, при конфликте между ними, при неестественности их поведения).

Капризничает и дурачится, ведет себя «как маленький».

Ребенок стремиться возвратить чувства и действия к той стадии развития, когда они были успешнее, доставляли удовольствие.

  Педагог-психолог  Климова Н.В