Привыкание к новой семье

Когда ребенок приходит в вашу семью, его образ жизни радикально меняется. Он сталкивается с новой семьей, новой обстановкой, новой культурой, новой едой и новыми впечатлениями.

Ребенку может понадобиться от шести месяцев до года, чтобы освоиться в вашей семье. Для ребенка этот период характеризуется смешанными чувствами и реакциями. Это время печали и одновременно – радости.Желательно, чтобы родители как можно лучше разобрались в потребностях ребенка в период привыкания к жизни в новой семье. Вам нужно научиться справляться с проблемами и страхами ребенка. Процесс, в результате которого ребенок станет частью вашей семьи, будет нелегким. Какие-то проблемы ребенка могут вроде бы исчезнуть, а затем появиться вновь. Определенные страхи могут проявляться каждый раз, когда ребенок сталкивается с новой ситуацией, вызывая временную регрессию в развитии приобретенных навыков. В период привыкания ребенку понадобится ваша любовь, терпение и понимание.К счастью, со временем ребенок научится доверять вам и вашей семье. Большая часть страхов исчезнет, поведение улучшится, а задержки в развитии сократятся или будут преодолены.

Советы, предложенные в этой статье, помогут вам облегчить процесс привыкания ребенка к вашей семье.

Ограждайте ребенка от чрезмерной стимуляции

Дети, попавшие из детского дома в семью, могут быть чрезвычайно чувствительны к стимуляции разного рода.

Ребенок приобретает сенсорный опыт, когда его держат на руках, разговаривают с ним, когда он играет с игрушками, двигается, прыгает и лазает. Если ребенок был лишен всего этого, попадание в семью может вызвать перестимуляцию:

Например, ваш ребенок мог быть лишен возможности играть с игрушками. Если ребенок жил в доме ребенка/детском доме, его возможности двигаться могли быть ограничены. Он мог никогда не испытывать ощущений, которые вам кажутся элементарными. Из-за нехватки сенсорного опыта новая среда может оказаться для ребенка излишне стимулирующей. Перевозбуждение может вызвать боязнь, замешательство и, как следствие, нежелательное поведение.

Важно понаблюдать за ребенком и понять, какие виды активности или ситуации приводят к перестимуляции. Тогда вы сможетеизменить ситуацию или обстановку, пока ребенок не привыкнет.

Не знакомьте ребенка сразу с большим количеством родных и друзей

Не рекомендуется сразу вводить ребенка в большие группы родственников и друзей. Ребенку может быть трудно воспринять столько новых людей одновременно. Также нежелательно, чтобы ребенок оказывался в центре всеобщего внимания, поскольку это может быть слишком тяжело для него.Маленькие дети, которые провели первые несколько лет своей жизни в детском доме, не понимают, что такое семья. Ребенку нужно будет постепенно понять, что родители заботятся о детях, воспитывают и защищают их. Объясните родственникам и друзьям, что вам придется ограничить физический контакт ребенка с людьми, не являющимися частью вашего узкого семейного круга. Это даст ребенку возможность сформировать привязанность к вам и научиться правильно вести себя с посторонними людьми.

Родители должны быть для ребенка основным источником подарков и еды.

         Пусть родственники и друзья отдают подарки для ребенка вам, а вы сами отдадите их ребенку и скажете, от кого эти подарки. Объясните родственникам и друзьям, что таким образом вы помогаете ребенку сформировать прочную и здоровую привязанность к родителям. Этот подход поможет обеспечить безопасность ребенка, пока он не научился различать родных, друзей и посторонних людей – иначе он может довериться каждому, кто предложит ему еду или подарок.

Обеспечьте ребенку режим и дисциплину

Очень важно создать дома дисциплинуи режим. Это поможет ребенку почувствовать стабильность и расслабиться.

* Разработайте ритуалы для купания, одевания, приема пищи, игр и укладывания.

* Постепенно знакомьте ребенка с новыми видами активности. Дайте ребенку привыкнуть к переменам.

* Установите четкие и последовательные правила поведения.

* Используйте простые, краткие указания, чтобы прекратить нежелательное поведение (напр. «Перестань! Мы не деремся!» или «Осторожно!»)

* Помогите ребенку дать выход сильным эмоциям. Если какие-то поступки (скажем, швыряние вещей в приступе раздражения) не вписываются в вашу систему ценностей, вы должны предложить ребенку другой способ выразить переполняющие его чувства.

* Если вы используете тайм-ауты (методика, предписывающая помещение ребенка на определенное время в определенное место, для того чтобы успокоиться), оставайтесь в поле зрения ребенка во время тайм-аута, или, если это невозможно, оставайтесь хотя бы в пределах слышимости. Это необходимо, чтобы ребенок не чувствовалсебя брошенным, что особенно важно, если он недавно пришел в вашу семью или много раз переводился из семьи в семью, из группы в группу или из учреждения в учреждение.

Ребенок постарше может вести себя плохо намеренно, для того чтобына какое-то время отдалить вас от себя. В таком случае тайм-аут будет для ребенка наградой. Если вы считаете, что ребенок именно этого добивается, не устраивайте тайм-аут – наоборот, не давайте ребенку отдаляться, дайте ему какое-нибудь задание и похвалите его, когда он его выполнит.

Помогите ребенку привыкнуть к новой семье

* Обставьте комнату ребенка как можно проще – обеспечьте ему лишь самые необходимые вещи. Используйте успокаивающие цвета и минимум украшений. Рекомендуется также свести до минимума количество игрушек. Ваш ребенок привык к простой обстановке, и переполненная комната может оказаться чрезмерно стимулирующей.

* Обратите внимание на предметы домашнего обихода, издающие звуки (звонок, будильник, пылесос и т.д.) – они могут пугать ребенка. С другой стороны, если ребенок привык к шумной обстановке,ему может быть страшно в доме, где стоит тишина.

* В первое время не водите ребенка в многолюдные общественные места (например, торговые центры, магазины или многолюдные парки). Ребенка может смутить такая обстановка, и он почувствует, что теряет контроль над ситуацией.

* Не думайте о том, что вы должны компенсировать ребенку все, что он упустил. Ваш ребенок и не подозревает о том, что он что-то упустил. Сосредоточьтесь на ритуалах повседневной жизни, т.к. это лучше поможет ребенку привыкнуть к новой семье.

* Не дарите ребенку много игрушек и других подарков. Слишком большое количество игрушек может оказаться ему не по силам. Если вам надарили игрушек для ребенка, на время уберите часть из них - периодически убирайте одни игрушки и доставайте другие.

* Дайте ребенку простые игрушки, которые развивают моторику рук и пальцев и зрительно-моторную координацию. Выбирайте для ребенка игрушки, которые соответствуют его способностям, а не его хронологическому возрасту.

* Предоставляйте ребенку побольше возможностей двигаться и развиватьмышечную силу. Установите во дворе детский бассейн, ходите на детскую площадку в те часы, когда там немноголюдно. Обязательно присматривайте за ребенком во время купания и игр. Если ребенок не привык к занятиям такого рода, он может легко получить травму или, заигравшись, уйти и потеряться.

Одежда: некоторые дети, растущие в домах ребенка/детских домах, не сталкивались с одеждой определенного типа (например, с полукомбинезоном), определенными видами материи и застежек и завязок для одежды или обуви. Вот несколько советов, как сделать одежду удобной для вашего ребенка:

* Свободная, многократно выстиранная одежда может быть для ребенка наиболее комфортной. Некоторые виды материи, которые вам кажутся мягкими, могут раздражать кожу ребенка.

* Обувь должна быть удобной и легко надеваться и сниматься детскими руками.

* Попробуйте попросить детский дом или приемную семью дать вам кое-что из одежды,которую носил ваш ребенок, пока жил у них, и разрешите ребенку носить эти вещи.

Если через полгода после того, как ребенок стал частью вашей семьи, у вас будут вопросы в связи с его развитием, обратитесь за помощью к специалистам.

Педагог-психолог  Котомина Елена Ивановна