Сенсорная депривация

Если ваш ребенок жил в доме ребенка (детском доме), его сенсорный опыт мог быть сильно ограничен.

Возможно, вашего ребенка никогда не держали на руках, не укачивали, не разговаривали с ним, не пели ему песенок. В переполненном детском доме маленькие дети часто проводят большую часть дня в манеже или в кроватке, где им нечем заняться.

Возможно, вашему ребенку не доводилось ощупывать предметы с различной текстурой, наблюдать за разными вещами и событиями, слышать разнообразные звуки и пробовать разнообразную пищу. С ребенком могли не играть и не давать ему возможности бегать, прыгать, лазить и играть с игрушками.

Вышеперечисленные виды активности поставляют в мозг сенсорную информацию, а мозг эту информацию интерпретирует и упорядочивает. Если мозг ребенка получал недостаточно сенсорной информации, ребенок может быть чрезмерно чувствительным к новым ощущениям, или, наоборот, недостаточно чувствительным. И то, и другое отражается на многих аспектах его жизни.

У вашего ребенка могут проявиться следующие трудности:

* Отставание в двигательном развитии (плохо бегает, прыгает, ловит мяч). Ребенок неуклюж, ему трудно одеваться или умываться.

* Нарушенное пространственное мышление или трудности в освоении пространственных отношений. Например, ребенку трудно строить из кубиков или собирать пазлы.

* Трудности с решением задач

* Задержка речевого развития

* Отставание в развитии социальных навыков

* Задержка эмоционального развития. Дети, живущие в детском доме, могут отставать от своих «домашних» сверстников на несколько месяцев, а то и лет. Четырех-пятилетние дети могут вести себя, так, как будто им всего год-два. Дети в возрасте от года до трех лет могут вести себя, как младенцы, которые ни на минуту не хотят отпускать маму.

* Ребенку трудно слушать и понимать инструкции, когда он находится в шумном или многолюдном месте.

Часто вышеописанное поведение воспринимается, как непослушание или капризы. На самом деле ребенку просто тяжело воспринимать незнакомую (и,следовательно, пугающую) сенсорную информацию.Если вы подозреваете, что ребенок плохо реагирует на новые виды активности или новый сенсорный опыт, вы можете помочь ему.

Вот что можно сделать:

* Разберитесь, какая обстановка и какие ситуации проблематичны для ребенка, затем внесите изменения, тем самым помогая ребенку адаптироваться. Например, если ребенку неприятен физический контакт, пусть он становится в конце очереди на школьных мероприятиях (мероприятиях в детском саду), чтобы другие дети его не толкали.

* Проявите внимание и терпение по отношению к ребенку, когда он испытывает трудности

* Внесите четкий распорядок в домашнюю жизнь и поговорите с учителями и воспитателями ребенка о том, как упорядочить пребывание ребенка в школе (детском саду)

* Обратитесь к специалисту, если трудности ярко выражены или не проходят. Специалист, занимающийся вопросами сенсорной интеграции (это может быть эрготерапевт, специальный педагог или психолог), может посоветовать, как лучше адаптировать для ребенка ситуацию дома и в школе (детском саду).

Педагог-психолог  Котомина Елена Ивановна