Сопровождение приемных семей

    Сопровождение – это психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами.

     Служба сопровождения принимающей семьи организационная структура, в состав которой входят специалисты, осуществляющие сопровождение замещающей семьи на разных уровнях ее жизнедеятельности. Служба оказывает содействие по созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в замещающей семье.

     Основной принцип сопровождения – организация сотрудничества с семьей в интересах ребенка.

     Основная цель сопровождения – максимально возможная интеграция семьи и ребенка в социум, поддержка семьи на пути самостоятельного решения проблем. Содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.

Задачи сопровождения:

1.Определение критериев эффективности организации приемной семьи; выделение основных этапов ее развития.

2.Создание действенной системы сопровождения приемной семьи для своевременной профилактики конфликтных ситуаций в ней. 

3.Определение механизмов повышения профессиональной компетенции приемного родителя.

4.Уменьшение риска возврата ребенка из семьи.  

Нормативно-правовая база

·     Конвенция ООН о правах ребенка.

·     Семейный кодекс РФ.

·     Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

·     Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-370.

·     Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275.  

Основные направления работы:

1. Разработка индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье.

2. Составление плана текущего сопровождения семьи и ребенка.

3. Проведение мониторинга развития ребенка в семье.

4. Подготовка выписок по результатам мониторинга с конкретными рекомендациями для каждого ребенка, проживающего в замещающих семьях.

5. Посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях.

6. Проведение занятий, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и всеми членами принимающей семьи (родители, кровные дети, другие приемные дети, бабушки и дедушки и т.д.).

7. Наблюдение  за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с членами семьи, преодоление кризисных ситуаций.

8. Методическое сопровождение замещающих семей (семинары, консультации, индивидуально – методические консультации: устные и письменные).

9. Разработка психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций для замещающих родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций.  

Структура взаимодействия с замещающими семьями  

Вся работа осуществляется в несколько этапов, взаимодействие ведется последовательно.  Можно выделить три основных этапа.  

Этапы сопровождения:                              

I. Предварительный.

    Сопровождение начинается с предварительной работы. Учитывая, что сопровождение осуществляется, преимущественно, в семьях, в которых проживают дети детского дома, то предварительная работа проводится до перехода ребенка на постоянное проживание в семью.

 II. Основной.

    Планирование работы с семьей. Социально-психологическое сопровождение приемных семей начинается непосредственно после заключения приемными родителями договора о сопровождении при передаче ребенка. После этого планируется первое посещение семьи и психолого-педагогическая диагностика, заводится личное дело приемной семьи. В соответствии с общими планами сопровождения семей составляется общий график службы сопровождения, в котором прослеживается периодичность диагностики и мониторинга. 

III. Итоговый.

    В связи с прекращением действия договора о создании приемной семьи по достижении воспитанником восемнадцатилетнего возраста сопровождение приемной семьи прекращается. Проводится итоговая диагностика, в которую, в том числе, входит определение уровня готовности к самостоятельной жизни.