Задержка двигательного развития

Почти у всех детей, которые воспитывались в детском доме или в доме ребенка, наблюдается некоторая задержка двигательного развития. У большинства детей развитие моторики приходит в норму в течение нескольких месяцев после помещения в семью. Это происходит благодаря улучшенному питанию, повышению уровня активности и вниманию, которое уделяют ребенку родители. Тем не менее, у некоторых детей еще долго наблюдаются такие явления, как неуклюжесть, недоразвитие моторики и недостаточное понимание положения своего тела в пространстве.

Чем вызваны задержки в развитии моторики?

* Плохое питание. У ребенка, не получающего полноценного питания, может не хватать сил для того, чтобы двигаться, либо он может быть недостаточно развит физически из-за недоедания.

* Слабость. У ребенка может не хватать сил для того, чтобы отрабатывать новые двигательные навыки.

* Недостаток опыта. Возможно, в доме ребенка или детском доме ребенок находился в условиях, где не хватало стимулов к развитию – например, большую часть дня его пеленали или его не часто доставали из кроватки. У ребенка было меньше возможностей играть с игрушками или на детской площадке или подниматься и спускаться по ступенькам. Для того, чтобы освоить двигательные навыки, ребенку необходимо двигаться и тренироваться.

* Фетальный алкогольный синдром.

* Заболевания нервной системы.

* Различные нарушения, например, туберкулез, косолапость, нарушенное зрение или слух, нарушения сенсорной интеграции. При наличии у ребенка вышеперечисленных нарушений рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту за рекомендациями и помощью.

Как помочь ребенку развивать моторику?

* Давайте ребенку как можно больше возможностей проявлять физическую активность, но имейте в виду, что поначалу ему может быть страшно делать определенные движения. Поддерживайте физический контакт с младенцем, которого вы учите новым движениям. За ребенком ясельного возраста нужно внимательно присматривать. Старшим детям может понадобиться ваша физическая помощь для того, чтобы впервые попробовать двигаться по-новому.

* У некоторых детей никогда не было возможности ощутить под ногами твердую поверхность (например, пол). У таких детей обычно не развита способность отталкиваться от пола руками и ногами. Дайте своему ребенку возможность побольше играть на полу.

* Помогайте ребенку заканчивать начатое движение. Например, вы можете помочь ему перевернуться с боку на бок, сесть из положения лежа, лечь из положения сидя, или, стоя на четвереньках, подтянуться, хватаясь за мебель, и встать.

* Когда ребенку исполнится четыре-пять месяцев, попробуйте начать удерживать его в стоячем положении в течение непродолжительного времени. Не покупайте ребенку ходунки и прыгунки – ребенок должен научиться стоять самостоятельно, соразмерно со своей силой и развитием костей. Кроме того, ходунки и прыгункине способствуют развитию движений имогут быть опасны для маленьких детей.

* Когда ребенок научится ходить, давайте ему побольше возможностей карабкаться. Это полезно для развития равновесия, координации и силы. Следите, чтобы ребенок выбирал для себя посильные задачи и не залезал слишком высоко.

* Давайте ребенку возможность толкать, тянуть и брать в руки игрушки и бытовые предметы (разумеется, если это не опасно). Это способствует развитию силы и ощущения положения тела в пространстве.

* Предлагайте ребенку простые игрушки. Выбирайте игрушки, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации, помогают ребенку усвоить причинно-следственные связи и разрабатывают руки. Избегайте компьютерных игр и игрушек, имеющих только одно назначение. Дети учатся, манипулируя и играя с предметами и игрушками различными способами.

* Водите детей старшего возраста на детские площадки и в бассейн, катайтесь с ними на велосипеде. Внимательно присматривайте за ними во время игры на площадке и занятий спортом, чтобы предотвратить травмы. Игра на площадке, плавание и катание на велосипеде хорошо развивают силу, координацию и ощущение положения тела в пространстве. Такие занятия поначалу принесут вашему ребенку больше пользы, чем командные виды спорта, танцы или гимнастика.

Какие игрушки и виды деятельности способствуют развитию моторики у ребенка?

Выбирайте для ребенка игрушки, которые соответствуют его способностям и интересам, а не его хронологическому возрасту. Вне зависимости от возраста, у вашего ребенка могло не быть возможности играть с игрушками или брать в руки и исследовать предметы. В таком случае у ребенка недостаточно развиты понимание причинно-следственной связи и зрительно-моторная координация. Возможно, у ребенка не было рядом взрослого, с которым можно было бы играть, который мог бы научить его простым играм, научить его петь песенки и играть с игрушками. Вы можете помочь ребенку научиться играть:

* Покажите ребенку, что с игрушками можно играть разными способами.

* Пойте с ребенком песенки, сопровождаемые жестами и движениями.

* Лазайте, прыгайте и танцуйте вместе с ребенком.

Практически любой безопасный бытовой предмет может послужить игрушкой для ребенка. Ваш ребенок может многому научиться, играя с пластмассовыми чашками, ложками, кастрюлями и сковородками. Примерно с годовалого возраста ребенок может начинать пробовать свои силы в следующих видах активности:

* Складывать предметы в коробку или другую емкость, а затем вынимать их оттуда.

* Ставить предметы один на другой.

* Манипулировать жидкостями и сыпучими материалами – зачерпывать их какой-либо емкостью, затем выливать (высыпать).

* Размешивать содержимое чашки или миски.

* Составлять предметы вместе.

* Нажимать рычажки или кнопки на игрушках.

* Толкать перед собой игрушку на колесиках, либо тащить за собой игрушку на веревочке.

Детям необходимо пробовать на ощупь различные фактуры. Вот несколько идей для совместных веселых игр:

* Возьмите желе или очищенные бананы и раздавите их пальцами.

* Попробуйте порисовать кремом, набирая его пальцами и размазывая по поверхности.

* Поиграйте с сырым рисом или фасолью, насыпанными в миску (следите, чтобы ребенок не положил их себе в рот).

Помните, что некоторые виды фактур или звуки, издаваемые некоторыми игрушками, могут раздражать ребенка. Ему понадобится время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

 

Когда стоит начинать беспокоиться?

Дети младшего возраста

Проконсультируйтесь с врачом в случае возникновения нижеописанных проблем:

Ребенок старше шести месяцев:

* Плохо держит голову.

* Одна рука постоянно сжата в кулак или одна нога не гнется.

* Ребенок держит руки в неестественном положении, когда лежит на спине,или когда его удерживают в сидячем или лежачем положении (например, руки торчат вбок, при этом локти согнуты, а кисти рук подняты и выставлены ладонями вперед).

* Негнущиеся, скрещенные ноги.

* Ребенку трудно глотать, он выталкивает языком изо рта мягкую пищу.

* Любая из вышеперечисленных проблем плюс чрезмерная раздражительность.

Ребенок старше девяти месяцев:

* Плохо пользуется руками во время игры.

* Негнущиеся ноги, пальцы ног вытянуты, как будто ребенок стоит на цыпочках.

* Не переносит вес тела на ноги, когда его удерживают в стоячем положении.

* Чрезмерно скругленная или выгнутая спина в сидячем положении.

* Мало двигается, находясь на полу.

Ребенок старше года:

* Любая из вышеперечисленных проблем.

* Плохо меняет положение –трудно переворачиваться, ползать и принимать сидячее положение.

Ребенок старше полутора лет:

* Любая из вышеперечисленных проблем.

* Неспособен изменить положение тела – сесть, поползти, подтянуться на руках и встать.

* Не ходит.

* Плохо пользуется руками во время игры.

Дети более старшего возраста

Если ребенок прожил в вашей семье 4-6 месяцев и у него наблюдаются нижеперечисленные проблемы или выявлено одно из нижеперечисленных нарушений, проконсультируйтесь с врачом.

Дети до двух лет:

* Поставлен диагноз, связанный с задержкой развития (ДЦП, синдром Дауна, фетальный алкогольный синдром или алкогольная фетопатия.

* Другой медицинский диагноз (туберкулез, косолапость, нарушение зрения или слуха).

* Малая окружность головы(согласновесо-ростовым таблицам).

* Ребенок подвергался насилию (сексуальному, физическому или психологическому).

* Плохой или отсутствующий визуальный контакт.

* Не проходящаясамостимуляция.

* Серьезные задержки в развитии.

* Ограниченная вокализация или ее полное отсутствие.

* Чрезмерная раздражительность, неспособность успокоиться.

* Комбинация двух и более проблем из вышеназванных.

Ребенок старше двух лет:

* Любая из вышеперечисленных проблем.

* Ведет себя агрессивно или буйно.

* Проблемы с концентрацией внимания.

* Ухудшение способности общаться на родном языке.

* Чрезмерно дружелюбное поведение по отношению к чужим людям.

* Поведение не соответствует возрасту.

* Плохая память.

* Нарушение привязанности.

* Пониженная обучаемость.

Ресурсы

По вопросам диагностики ребенка обращайтесь к своему педиатру или в службы, занимающиеся помощью усыновителям и приемным (замещающим) семьям, а также в службы раннего вмешательства.

Службы помощи: ваш педиатр может направить ребенка на лечебную физкультуру к физическому терапевту или эрготерапевту, на занятия к логопеду.